На PORTA.ru ОГРОМНЫЙ выбор портативной техники:
MD-плееры CD-плееры MP3-плееры Кассетные плееры Диктофоны Радио Цифр. камеры Сотовые Дешевые ноутбуки
РАЗДЕЛЫ САЙТА
НАЧАЛО | ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН | ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ | ВЕБ-СТУДИЯ | ЮМОР | РОССИЙСКОЕ ОРУЖИЕ
   

СУ-25

    С-37 | СУ-37 | СУ-30,34,35 | СЕРИЯ-27 | СУ-25 |СУ-24 | МИГ-39 |МИГ-31 |МИГ-29 | МИГ | I-2000 | ЯК-141 | ЯК-38 | АН | ТУ | КА-50 | КА-51 | МИ | С-300
 
 

 

CУ-25T
Созданная в 1984 году модификация Су-25Т и ее экспортный вариант Су-25 ТК при внешней схожести с Су-25 являются практически новыми самолетами. Существенно изменена конструкция фюзеляжа: усилена центральная секция, смонтирован увеличенный гаргрот, в котором размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, где установлена оптико-электронная система "Шквал" прицельного комплекса И-251. Этот комплекс работает совместно с автоматизированной системой управления самолетом САУ-8, которая существенно упрощает действия летчика, обеспечивает автоматический выход в район нахождения цели. Телевизионная система, заранее сориентированная в нужном направлении, облегчает летчику контроль за выбором и захватом цели. После нажатия им боевой кнопки система самостоятельно выбирает нужные боеприпасы, осуществляет их пуск. 
Для полетов в темное время суток на самолете установлена тепловизионная система "Меркурий". 
Для защиты самолета от наземных средств ПВО используется в первую очередь бортовая станция радиотехнической разведки, которая обеспечивает обнаружение и пеленгацию наземных РЛС противника и позволяет определить, в какой зоне находится самолет - обнаружения, целеуказания или наведения зенитных ракет. Это позволяет вовремя выйти из опасной зоны. Приемы уклонения могут сочетаться с приемами нейтрализации РЛС противника с помощью контейнерной станции активных помех. После включения в работу станция генерирует уводящую, шумовую или мерцающую помеху, на экранах РЛС противника появляются ложные метки целей, забиваются "снегом" целые полосы, принудительно "раскачиваются" радиолокационные головки самонаведения ракет. 
Для защиты от ракет с тепловым наведением используются контейнеры с инфракрасными ловушками. 
Вооружение Су-25: двухствольная неподвижная пушка ГШ-30 слева по борту в нижней носовой части фюзеляжа (30 мм, 3000 выстр./мин, 250 патронов), предназначенная в основном для поражения слабобронированных целей типа БТР. Имеется 10 подкрыльевых точек подвески оружия: восемь точек, рассчитанных на нагрузку по 500 кг, для ракетно-бомбового и артиллерийского оружия, и две точки - для оборонительных ракет класса воздух - воздух малой дальности Р-60. Ракетное оружие,включает УР класса воздух - земля с лазерным наведением Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм). Подвешиваются также бомбы калибром 100, 250 и 500 кг, съемная подвижная установка СППУ-22 с пушкой ГШ-23Л (3400 выстр./мин, 260 патронов, стволы могут отклоняться вниз на 30'). 


Об истории создания Су-25 и перспективах ее использования в составе реформированных Вооруженных Сил рассказывает главный конструктор Владимир Бабак.

Решение задач военной реформы требует новых подходов не только к выучке войск, но и к оснащению армии и флота самыми современными системами оружия и боевой техники. К числу таких образцов, безусловно, относится ударный комплекс Су-25ТМ, предназначенный для высокоточного поражения любых щелей на земле, на море и в воздухе, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

- У Су-25, как, впрочем, и у других штурмовиков, была трудная судьба. Хотя изначально авиация и создавалась в интересах поддержки Сухопутных войск, но по мере ее развития акцент все больше и больше смещался в сторону истребителей и истребителей-бомбардировщиков. И силу специфики выполняемых задач они должны быть легкими, маневренными, высотными, с большой дальностью полета. Однако для поддержки Сухопутных войск такие самолеты мало пригодны, потому что надо летать на небольших высотах, иметь относительно невысокую скорость, нести большое количество бомб и быть достаточно неуязвимым от оружия противника.

Поэтому в начале Великой Отечественной войны встала задача быстро сделать такую машину, которая бы при поражении пулями, осколками снарядов не загоралась, а при полете на малой высоте не была подвержена воздушной болтанке. Всем этим требованиям в полной мере отвечали знаменитые штурмовики Ил-2, Су-2, другие машины, разработанные специально для работы по наземным целям. Эти самолеты оказали существенное влияние на ход боевых действий.

Когда закончилась война, все вновь начали думать о завоевании превосходства в воздухе, и штурмовики ушли в тень. Примерно лет 20 ими никто серьезно не занимался. Собственно, до тех пор, пока не начались локальные конфликты.


Павел Осипович Сухой, будучи генеральным конструктором, предложил сделать самолет-штурмовик, который мог бы решать задачи там, где стреляют, где летают ракеты, там, где нужно поражать цели, с которыми сухопутные войска не справляются. Так появился в конце 70-х годов самолет-штурмовик Су-25 “Грач”.


Проверка этой машины началась сразу со дня ее рождения: в 1980 году первые два самолета, а затем целый полк были отправлены в Афганистан, где в суровых горных условиях проявились все преимущества штурмовика: способность нести боевую нагрузку 4 тонны (8х500) со сбросом в шести-восьми атаках; малые высоты выполнения полета, что повышает точность применения оружия в 3-5 раз; высокая боевая выживаемость, обусловленная особой защитой летчика, двигателей, систем управления, топливной системы и др.

Способность самолета-штурмовика через 20-25 минут быть готовым к повторному вылету позволяла в отсутствие артиллерии, танков и других средств поражения делать за сутки по 8-10 боевых вылетов по прикрытию Сухопутных войск, десантников, спецназа. Особенно это качество Су-25 проявилось в ирано-иракском конфликте. В первую очередь в тех районах, куда артиллерия и танки просто не могли дойти. Тогда Су-25 делали в день по 12-14 боевых вылетов. Два полка штурмовиков выполняли 1.300-1.400 боевых вылетов в сутки, тогда как вся остальная авиация Ирака делала всего лишь 200-300 вылетов.


Однако в мире все меняется, и то, что было хорошо вчера, сегодня уже не может удовлетворять. Да и проблемы, которые выявились в этих войнах, требовали своего решения. Речь прежде всего идет о том, что современные сухопутные войска действуют в бронированных колоннах, прикрытых передвижными средствами ПВО, самолетами и вертолетами. Причем действуют, как правило, внезапно на необороняемых участках, в условиях ограниченной видимости. А это значит, что предстояло провести серьезную модернизацию ударных самолетов-штурмовиков по решению основной задачи - уничтожению прорвавшейся бронетанковой группировки противника. 

Проблема эта непростая, так как современный танк типа “Леопард-2” или “Абрамс” движется по трассе со средней скоростью 45-50 км в час и более, и, пока защищающиеся сухопутные войска организуют оборону, бронетанковая колонна проходит по захватываемой территории 200-300 км. “Вышибить” обратно такую группировку только имеющимися сегодня в арсенале самолетами Су-25, Су-24, МИГ-29, Су-27 без значительных собственных потерь, задача весьма сложная. Мы попытались ее решить за счет существенной модернизации самолета-штурмовика Су-25.

Сохранив на самолете все самое лучшее - высокую боевую живучесть, маневренность, простоту управления и т.д., были разработаны принципиально новые системы, не имеющие аналогов в мире. Это прежде всего круглосуточный автоматический прицельный комплекс “Шквал” с противотанковым управляемым вооружением “Вихрь”, включающим в себя ракеты с лазерными головками самонаведения. Система обеспечивает распознавание, автоматическое сопровождение подвижной цели типа танк с помощью телеавтомата и ее уничтожение с вероятностью 0,8-0,9. Количество применяемых боеприпасов позволяет в одном вылете на удалении до 800 км поражать 16-18 целей.


Разработанный и установленный на Су-25ТМ комплекс радиоэлектронной борьбы способен вскрыть все радиолокационное поле, определить наиболее опасные цели и поразить их ракетами “воздух-РЛС” и другими имеющимися на борту самолета средствами, а также защитить самолет от любых ЗРК противника.

Для решения задач поиска прорвавшейся группировки противника в сложных метеоусловиях (туман, дождь, снег) и выдачи целеуказания бортовому комплексу “Шквал” для применения ПТУР “Вихрь” и других ракет на борту в специальном контейнере подвешивается радиолокационная станция “Копье”. Кроме того, эта станция в сочетании с комплексом РЭБ и ракетами “воздух-воздух” решает вопросы обнаружения и поражения любых воздушных целей в радиусе до 50 км.

На сегодняшний день первая партия самолетов-штурмовиков Су-25ТМ закончила испытания по дневным и ночным задачам и проходит проверку в войсках.

Сейчас много раздается предложений по созданию легких штурмовиков. Мы в ОКБ тоже начинали создавать штурмовик в легком варианте до 7 тонн, а выросли до 16 тонн, так как жизнь и требования по выполнению боевых задач заставили поставить на Су-25 новое оборудование и увеличить радиус его боевого применения с серьезной боевой нагрузкой до 800-1.000 км. Мы убеждены, что лучше иметь “суперграч” в руках, чем искать “синюю птицу” в облаках.

В трудное время перестройки армии и флота Су-25ТМ как нельзя лучше вписывается в реформируемые Вооруженные Силы. Он, в частности, мог бы играть одну из главных скрипок в составе создаваемых мобильных сил. В содружестве с воздушно-десантными войсками штурмовики Су-25ТМ способны в кратчайший срок перебазироваться в указанный район, с помощью оптико-телевизионной системы быстро обнаружить и распознать прорвавшегося противника и имеющимся в арсенале оружием (см. схему) уничтожить его и поддержать сухопутные войска. Я считаю, что в тех условиях, в которых оказалась Россия, мобильные группировки из 12-14 штурмовиков Су-25ТМ могли бы быть оптимальными. Перемножьте на 8 вылетов в день -получается более ста вылетов в день по каждой группировке. Это уже солидно.

Мне представляется, что мобильные войска не обязательно держать вместе: самолеты, ВДВ, танковые, инженерные подразделения. Они должны строиться по модульному принципу, как, к примеру, раньше собиралась сборная команда по футболу. Каждый играл в своем спортклубе, потом лучшие из лучших приглашались в одну команду и под руководством опытного тренера готовились к выступлению на самых ответственных турнирах. Так и здесь: командующий мобильными войсками ставит задачу, что такая-то группа самолетов перебазируется в указанный район и работает по конкретной цели, пока не подойдут другие силы сдерживания.

Естественно, та группа, которая будет выполнять задачу в составе мобильных сил, должна как-то выделяться из общей среды авиационных подразделений. В условиях острого дефицита средств боевую подготовку летного состава, на мой взгляд, целесообразно разбить натри части. Основная масса летчиков -70-80 процентов - должна налетывать 17-20 часов, чтобы не забыть, что такое самолет, 10-15 процентов - 60 часов в год. А остальные должны иметь налет порядка 100-120 часов и быть постоянно заряженными на драку.

Воздушно-десантные войска и группы быстрого реагирования штурмовиков Су-25ТМ должны не менее двух-трех раз в год отрабатывать взаимодействие на реальной труднодоступной местности, совместно определять и назначать цели.

Сочетание самолетов-штурмовиков Су-25ТМ и воздушно-десантных войск - вот наиболее оптимальное начало формирования мобильных сил.

Записал Валентин РУДЕНКО.

Известные варианты штурмовика Su-25: 
(R-95 двигатели) 
Su-25 - Основной вариант штурмовика 
Su-25K - Экспортный вариант штурмовика Su-25 
Su-25УБ - Учебно-боевой вариант штурмовика Su-25 (двухместный) 
Su-25УБK - Учебно-боевой вариант штурмовика Su-25 (двухместный)экспортный вариант 
Su-25УТ - Учебно-тренировочный вариант (не вооруженный, иногда упоминаемый как Su-28) 
Su-25УТГ - Военно-морской учебно-тренировочный гаковый вариант на базе Su-25УT (статья из "Воздушного вестника") 
(R-195 двигатели) 
Su-25БM - Специальный вариант самолета - буксировщик мишений 
Su-25T - Модернизированный вариант штурмовика с усиленной броней, новым електрооборудованием и вооружением 
Su-25TK - Экспортный вариант штурмовика Su-25Т
Прозвища самолета Су-25. 
"Грач" - первое прозвище которое дали наши солдаты этому самолету из его характерного профиля. 
"Немецкая вещь" - так его назвали моджахеды, т.к. не могли поверить, что такой самолет могли создать в СССР. 
"Расческа" - это прозвище дала самолету Советская пехота, которая видела его обычно снизу. Действительно - Су-25 с его десятью пилонами, занятыми полезной нагрузкой напоминали расческу. 
"Конек-горбунок" - так любя называли самолет летчики, потому что при внешней неказистости он выполнял огромную работу. 
"Паровоз" - прозвище чехословатских Су-25's. 

Su-25 Frogfoot часто описывался как русский аналог американского A-10 Thunderbolt 
Но невозможно напрямую сравнивать эти самолеты, слишком уж они разные. 
Благодаря меньшим размерам и большей скорости самолету удается дольше оставаться незамеченным для вражеских систем обнаружения. 
Предсерийный вариант Су25 получил обозначение Т8. Т8 - был отправлен на испытания в боевых условиях в Афганистан. Вместе с самолетом выехала группа сопровождения из конструкторского бюро Сухого. Самым существенным недостатком из-за которого погибли оба экземпляра Т-8 оказалось слишком близкое расположение двигателей. Возгорание любого из двигателей приводило к возгоранию второго и потери самолета. Следующая проблема, с которой столкнулись конструкторы, была защита от стингеров. Ограниченный контингент потерял четыре машины и двух пилотов за два дня от попадания ракет. Осколки "стингера" повреждали топливный бак, расположенный выше двигателя, что приводило к возгоранию и потери в конечном счете обоих двигателей. 
Группа сопровождения дала свои рекомендации: были установлены броневые листы ниже топливного бака, а также между двигателями. После этих переделок самолет выдерживал до трех попаданий "стингерами". За девять лет боевых операций в Афганистане были потеряны 22 (по другим источникам 23) Су-25. 

Характеристики самолета Су-25Т 
Экипаж,чел. 1 
Размах крыла, м 14,36 
Длина самолета,м 15,33 
Высота самолета,м 5,20 
Тяга(мощность) маршевых двигателей ,кгс 2x4500 
Нормальная взлетная масса,кг 19500 
Максимальная скорость у земли км/ч 950 
Скороподъемность м/ч 80 
Боевой радиус действия у земли, км 400 
Боевой радиус действия на большой высоте, км 700 
Практический потолок,м 10 000 
Практическая дальность,км 2 500 
Максимальная боевая нагрузка кг 4360 
Су-25УТГ

Предназначен для отработки морскими летчиками техники взлета и посадки с палубы тяжелого авианесущего крейсера Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов. 
Первый корабельный учебно-тренировочный самолет Т8-УТГ1 был построен (точнее, переделан из Су- 25УТ) на заводе в Улан-Удэ в 1988 г., а в октябре того же года эту машину уже перегнали на аэродром в Саки, где началось выполнение программы по посадке на палубу с зацепом за трос аэрофинишера. 1 ноября следующего года Т8-УТГ1, пилотируемый летчиками-испытателями И.Вотинцевым и А.Крутовым, впервые совершил посадку на палубу ТАВКР. В 1990 - 1991 г. в Улан-Удэ была выпущена небольшая серия самолетов Су-25УТГ, которые были переданы авиации Северного флота, став своеобразной летающей партой для летчиков корабельных истребителей Су-33. 
Су-25УТГ, оснащенный двумя ТРД Р-95Ш (2х4100 кгс), отличается от своего сухопутного предшественника наличием в хвостовой части фюзеляжа тормозного посадочного гака (что потребовало усиления хвостовой балки фюзеляжа) и перископом переднего обзора в задней кабине. С самолета снято все вооружение, блоки прицельного оборудования, бронирование, радиостанция связи с наземными войсками, система РЭБ. При перебазировании Су-25УТГ сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 л каждый. 
Су-25УТГ вошли в состав авиационной группы ТАВКР Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов, совершавшего длительное плавание в Атлантике и Средиземном море.


Издательский дом Авиация и космонавтика

 

su25.jpg (6538 bytes)

 
Hosted by uCoz