Беркут выполнен по аэродинамической схеме
продольный интегральный триплан", ставшей фирменной особенностью
самолетов этого ОКВ. Крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя
единую несущую систему. К особенностям компоновки относятся развитые
крыльевые наплывы, под которыми помещены нерегулируемые воздухозаборники
двигателей, имеющие в сечении форму, близкую к сектору круга. Планер
самолета изготовлен с широким использованием композиционных материалов
(КМ). Применение перспективных композитов обеспечивает повышение
весовой отдачи на 20-25%, ресурса - в 1,5-3,0 раза, коэффициента
использования материалов до 0,85, снижение трудозатрат на изготовление
деталей на 40-60%, а также получение требуемых теплофизических и
радиотехнических характеристик. В то же время опыты, проведенные
в США в рамках программы F-22, свидетельствуют о меньшей боевой
живучести конструкций из углепластика по сравнению с конструкциями,
выполненными из алюминиевых и титановых сплавов. Крыло истребителя
имеет развитую корневую часть с большим (порядка 750)
прямым углом стреловидности по передней кромке и плавно сопрягаемую
с ней консольную часть с обратной стреловидностью (по передней кромке
- порядка 200). Крыло оснащено флаперонами, занимающими
более половины размаха, а также элеронами. Возможно, на передней
кроме имеются и отклоняемые носки (хотя опубликованные фотографии
самолета С-37 не позволяют сделать однозначный вывод об их наличии).
Цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ПГО) размахом
около 7,5 м имеет трапециевидную форму. Угол его стреловидности
по передней кромке - порядка 500. Заднее горизонтальное
оперение относительно небольшой площади также выполнено цельноповоротным,
с углом стреловидности по передней кроме порядка 750.
Его размах - около 8 м. Двухкилевое вертикальное оперение с рулями
направления крепится к центропланной части крыла и имеет "развал"
во внешнюю сторону. Фонарь кабины С-37 практически идентичен фонарю
истребителя Су-27. Однако на модели самолета, фотография которой
попала на страницы зарубежной печати, фонарь выполнен беспереплетным,
как и у американского "Рэптора" (это улучшает обзор, способствует
снижению радиолокационной заметности, но затрудняет процесс катапультирования).
Основные одноколесные опоры шасси С-37 крепятся к фюзеляжу и убираются
вперед по полету с разворотом колес в ниши за воздухозаборниками
двигателей. Передняя двухколесная опора убирается в фюзеляж вперед
по направлению полета. База шасси -приблизительно 8 м, колея - 4
м. В печати сообщалось, что опытный самолет оснащен двумя двигателями
пермского НПО "Авиадвигатель" Д-30Ф6 (2x15500 кгс, сухая
масса 2х2416 кг), применяемыми, также, на истребителях-перехватчиках
МиГ-31. Однако в дальнейшем эти ТРДДФ, очевидно, будут заменены
двигателями пятого поколения. Нет сомнений, что на новой машине
применено наиболее современное бортовое оборудование, созданное
отечественной промышленностью - цифровая многоканальная ЭДСУ, автоматизированная
интегральная система управления, навигационный комплекс, в состав
которого входит ИНС на лазерных гироскопах в сочетании со спутниковой
навигацией и "цифровой картой", уже нашедшие применение
на таких машинах, как Су-30МКИ и Су-32FN / Су-34. Вероятно, самолет
оснащен (или будет оснащен) интегрированной системой жизнеобеспечения
и катапультирования экипажа нового поколения. Для управления самолетом,
как и на Су-37, вероятно, применена боковая малоходовая ручка управления
и тензометрический РУД. Размещение и размеры антенн борового радиоэлектронного
оборудования свидетельствуют о стремлении конструкторов обеспечить
круговой обзор. Помимо основной БРЛС, размещенной в носу под оребренным
обтекателем, истребитель имеет две антенны заднего обзора, установленные
между крылом и соплами двигателей. Носки вертикального оперения,
крыльевого наплыва и ПГО также, вероятно, заняты антеннами различного
назначения (об этом говорит их белая окраска, характерная для отечественных
радиопрозрачных обтекателей). Хотя какая-либо информация о бортовой
радиолокационной станции, примененной на самолете "Беркут",
отсутствует, косвенно о потенциальных возможностях радиолокационного
комплекса истребителей пятого поколения, которые могут быть созданы
на базе С-37, можно судить по опубликованным в открытой печати сведениям
о новой БРЛС, разрабатывающейся с 1992 года объединением ╚Фазотрон╩
для перспективных истребителей. Станция предназначена для размещения
в носовой части самолета ╚весовой категории╩ Су-35 /
Су-37. Она имеет плоскую антенную фазированную решетку и работает
в Х-диапазоне. По утверждению представителей НПО, для расширения
зоны обора в вертикальной и горизонтальной плоскости предполагается
возможность совмещения электронного и механического сканирования,
что позволит увеличить сектор обзора новой РЛС на 600
во всех направлениях. Дальность обнаружения воздушных целей составляет
165-245 км (в зависимости от их ЭПР). Станция способна одновременно
сопровождать 24 цели, обеспечивать одновременное применение ракетного
оружия против восьми самолетов противника. "Беркут" также
может быть оснащен оптиколокационной станцией, размещенной в носовой
части фюзеляжа, перед козырьком фонаря летчика. Как и на истребителях
Су-33 и Су-35, обтекатель станции смещен вправо, чтобы не ограничивать
обзор летчику. Наличие оптиколокационной станции, в состав которой,
вероятно, входит телевизионное, тепловизионное и лазерное оборудование,
а также радиолокационной станции заднего обзора выгодно отличает
российскую машину от американского аналога F-22A. В соответствии
с канонами технологии "стелс", большая часть бортового
вооружения боевых машин, созданных на базе "Беркута",
очевидно, будет размещена внутри планера. В условиях, когда самолет
будет действовать в воздушном пространстве, не имеющем мощного зенитно-ракетного
прикрытия и против противника, не располагающего современными истребителями,
допустимо увеличение боевой нагрузки за счет размещения части вооружения
на внешних узлах подвески. По аналогии с Су-35 и Су-37 можно предположить,
что новая многофункциональная машина будет нести ракеты класса "воздух-воздух"
сверхбольшой и большой дальности, в частности УР, известные как
КС-172 (эта двухступенчатая ракета, способная развивать гиперзвуковую
скорость и оснащенная комбинированной системой самонаведения, способна
поржать воздушные цели на дальности более 400 км). Применение подобных
ракет, вероятно, потребует внешнего целеуказания. Однако "главным
калибром" перспективного истребителя, очевидно, станут УР средней
дальности типа РВВ-АЕ, имеющие активную радиолокационную систему
конечного самонаведения и оптимизированная для размещения в грузоотсеках
самолетов (она имеет крыло малого удлинения и складные решетчатые
рули). НПО "Вымпел" объявило о проведении успешных летных
испытаний на самолете Су-27 усовершенствованного варианта этой ракеты,
оснащенной маревым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД).
Новая модификация обладает увеличенной дальностью и скоростью. По
прежнему важное значение в вооружении самолетов должны иметь и ракеты
класса "воздух-воздух" малой дальности. На выставке МАКС-97
демонстрировалась новая ракета этого класса, К-74, созданная на
базе УР Р-73 и отличающаяся от последней усовершенствованной системой
теплового самонаведения, имеющей угол захвата цели, увеличенный
с 80-900 до 1200. Применение новой тепловой
головки самонаведения (ТГС) позволило, также, увеличить максимальную
дальность поражения цели на 30% (до 40 км). Разработка К-74 началось
в середине 1980-X годов, а к ее летным испытаниям приступили в 1994
году. В настоящее время ракета готова к серийному производству.
Помимо создания усовершенствованной головки самонаведения для УР
К-74, НПО "Вымпел" ведет работы над рядом других
ракет малой дальности, также снабженных системой управления вектором
тяги двигателя. Вероятно, в составе бортового вооружения перспективных
истребителей будет сохранена и 30-миллиметровая пушка ГШ-301. Как
и другие отечественные многофункциональные самолеты - Су-30МКИ,
Су-35 и Су-37, новые машины, очевидно, будут нести и ударное вооружение
- высокоточные УР и КАБ класса "воздух-поверхность" для
поражения наземных и надводных целей, а также РЛС противника. О
возможностях оборонительной системы, которая может быть установлена
на перспективном истребителе, можно судить по экспонатам, демонстрировавшимся
на выставке МАКС-97. В частности, предприятием "Авиаконверсия"
была продемонстрировала комбинированная ложная цель (КЛЦ) для защиты
от ракет с радиолокационными, тепловыми и лазерными головками самонаведения.
В отличие от применяемых на отечественных и зарубежных боевых самолетах
средств пассивной защиты, КЛЦ эффективна во всех диапазонах волн,
используемых в головках самонаведения ракет класса "воздух-воздух"
и "поверхность-воздух". КЛЦ представляет собой зону горения,
образуемую в стороне от защищаемого самолета за счет использования
направленной струи газов. В струю вводится воспламеняющая жидкость
(в частности, ей может быть топливо, используемое двигателями ЛА),
распыляемая для получения топливо-газовой смеси, которая затем поджигается.
Горение поддерживается в течение заданного отрезка времени. Тепловое
излучение зоны горения является ложной целью для боеприпасов с ГСН,
работающих в ИК-диапазоне. Спектральный состав горящего облака идентичен
спектральному составу излучения защищаемого объекта (используется
одно и то же топливо), что не позволяет ТГС отличать ложную цель
по спектральным признакам, а нахождение ложной цели на фиксированном
расстоянии от реального объекта не позволяет ТГС селектировать ее
и по траекторным признакам. Для защиты от боеприпасов с радиолокационной
системой наведения в КЛЦ используются плазмообразующие добавки,
приводящие к увеличению отражения радиоволн от зоны горения. Такие
добавки при температуре горения образуют свободные электроны. При
их достаточно высокой концентрации горящее облако отражает радиоволны
как металлическое тело. Для лазерного диапазона волн используются
мелкодисперсные пороши веществ рабочих тел лазеров. В процессе горения
они либо излучают электромагнитные волны на той же частоте, на которой
работает лазер подсветки цели, либо, не сгорая, выносятся за пределы
области горения и в процессе охлаждения излучают электромагнитные
волны требуемого диапазона. Мощность излучения должна соответствовать
мощности сигнала, отражаемого от защищаемого объекта при подсветке
лазером противника. Она регулируется подбором веществ, добавляемых
в воспламеняющую жидкость, и их количеством. В ряде изданий, без
ссылки на источники, опубликованы характеристики нового самолета.
Если они соответствуют действительности, то "Беркут",
в целом находится в "весовой категории" истребителя Су-27
и его модифицированных вариантов. Передовая аэродинамика и система
управления вектором тяги, должны обеспечить перспективным истребителям
последователям С-37 превосходство в ближнем маневренном воздушном
бою над всеми существующими или прогнозируемыми потенциальными противниками.
Все другие истребители при встрече с российским "Беркутом"
и американским "Орлом-могильщиком" имеют весьма скромные
шансы вернуться на свой аэродром. Законы гонки вооружений (которая,
разумеется, не кончилась после "самороспуска" СССР) жестоки.
В свое время появление линкора "Дредноут" сделало морально
устаревшими все ранее построенные броненосцы. Истории свойственны
повторения.
|
|