Палубный истребитель с вертикальным взлетом
и посадкой Як-141 - самолет нового поколения, сочетающий взлетно-посадочные
характеристики Як-38 и боевой потенциал МИГ-29.
Разработка этой машины началась в 1975 г., а первый полет состоялся
в марте 1989 г. Большой период времени, прошедший от начала реализации
программы до первого полета прототипа, объясняется сложностью задач,
стоявших перед конструкторами. Создать сверхзвуковой СВВП так и не
смогли ни в Великобритании - на родине знаменитого Харриера, ни в
США.
Як-141 - первый в мире сверхзвуковой, многоцелевой самолет вертикального
взлета и посадки (СВВП), предназначен для перехвата воздушных целей
и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов
по наземным и надводным целям. Предполагалось, что Як-141 будет базироваться
на Больших противолодочных авианесущих крейсерах старой серии - «Киев»,
«Минск», «Новороссийск», «Баку», на Ударных авианесущих крейсерах
типа «Тбилиси» (Адмирал Флота Кузнецов) и заменит устаревший Як-38.
Оснащен подъемно-маршевым ТРДДФ Р-79 (тягой 15 500 кгс) и двумя подъемными
ТРД Р-41 (тягой по 4100 кгс). Его планер выполнен в основном из алюминиево-литиевых
сплавов, 26% массы приходится на углепластик, из которого изготовлены,
в частности, все поверхности управления (в том числе цельноповоротные
кили), предкрылки, закрылки и наплывы крыла.
Многофункциональная РЛС обеспечивает возможность действий по воздушным,
наземным и морским целям. Цель класса легкий истребитель (с ЭПР -
3 м2) может быть обнаружена на дальности до 80 км, а катер - на удалении
110 км. На самолете имеются ИК-визир, лазерный дальномер, цифровая
трехканальная электродистанционная система управления, автоматическая
система управления на всех режимах (в том числе при взлете и посадке),
кабинное приборное оборудование с экранными индикаторами.
Недостаток финансирования не позволил завершить летные испытания самолета
Як-141, однако ОКБ продолжает совершенствовать машину. Новая модификация
истребителя имеет увеличенный запас топлива, планер с улучшенной аэродинамикой
и сниженной радиолокационной заметностью (это достигнуто за счет наклона
аэродинамических поверхностей относительно источника радиолокационного
излучения, а также применения специальных покрытий), крыло большей
площади, нерегулируемый воздухозаборник, более совершенное БРЭО.
Як-141 обладает высокой маневренностью, обеспечивающей преимущество
в ближнем воздушном бою над английским Си Харриером. В целом новый
вариант истребителя превосходит исходный самолет по эффективности
действия как против надводных (наземных) целей, так и в воздушном
бою на 25-30%.
Вооружение включает пушку ГШ-301 (с боекомплектом 120 снарядов), четыре
ракеты класса воздух - воздух средней дальности PВВ-АЕ и Р-27, УР
малой дальности Р-73, противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35, ракеты
класса воздух - земля Х-25, противорадиолокационные ракеты Х-31П,
НАР, бомбы и противолодочное оружие на шести подкрыльевых узлах внешней
подвески.
Характеристики самолета Як-141М
- Экипаж,чел. 1
- Размах крыла в развернутом положении,м 10,10
- Размах крыла в сложенном положении,м 5,90
- Длина самолета,м 18,30
- Высота самолета,м 5,00
- Тяга(мощность) маршевых двигателей (форсированная),кгс(л.с.) 1x15500
- Тяга(мощность) маршевых двигателей (не форсированная),кгс(л.с.)
1x9000
- Тяга подъемных(бустерных) двигателей,кгс 2x4100
- Нормальная взлетная масса,кг 15800
- Максимальная взлетная масса,кг 21500
- Масса целевой нагрузки,кг 4200
- Максимальная скорость у земли км/ч 1250
- Максимальная скорость на высоте 11 км км/ч 1800
- Практический потолок,м 15500
- Практическая дальность,км 2400
- Максимальная эксплутационная перегрузка 7,0
1
|
|