Созданная в 1984 году модификация Су-25Т и ее
экспортный вариант Су-25 ТК при внешней схожести с Су-25 являются
практически новыми самолетами. Существенно изменена конструкция фюзеляжа:
усилена центральная секция, смонтирован увеличенный гаргрот, в котором
размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, где
установлена оптико-электронная система "Шквал" прицельного комплекса
И-251. Этот комплекс работает совместно с автоматизированной системой
управления самолетом САУ-8, которая существенно упрощает действия
летчика, обеспечивает автоматический выход в район нахождения цели.
Телевизионная система, заранее сориентированная в нужном направлении,
облегчает летчику контроль за выбором и захватом цели. После нажатия
им боевой кнопки система самостоятельно выбирает нужные боеприпасы,
осуществляет их пуск.
Для полетов в темное время суток на самолете установлена тепловизионная
система "Меркурий".
Для защиты самолета от наземных средств ПВО используется в первую
очередь бортовая станция радиотехнической разведки, которая обеспечивает
обнаружение и пеленгацию наземных РЛС противника и позволяет определить,
в какой зоне находится самолет - обнаружения, целеуказания или наведения
зенитных ракет. Это позволяет вовремя выйти из опасной зоны. Приемы
уклонения могут сочетаться с приемами нейтрализации РЛС противника
с помощью контейнерной станции активных помех. После включения в работу
станция генерирует уводящую, шумовую или мерцающую помеху, на экранах
РЛС противника появляются ложные метки целей, забиваются "снегом"
целые полосы, принудительно "раскачиваются" радиолокационные головки
самонаведения ракет.
Для защиты от ракет с тепловым наведением используются контейнеры
с инфракрасными ловушками.
Вооружение Су-25: двухствольная неподвижная пушка ГШ-30 слева по борту
в нижней носовой части фюзеляжа (30 мм, 3000 выстр./мин, 250 патронов),
предназначенная в основном для поражения слабобронированных целей
типа БТР. Имеется 10 подкрыльевых точек подвески оружия: восемь точек,
рассчитанных на нагрузку по 500 кг, для ракетно-бомбового и артиллерийского
оружия, и две точки - для оборонительных ракет класса воздух - воздух
малой дальности Р-60. Ракетное оружие,включает УР класса воздух -
земля с лазерным наведением Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л, блоки НАР типа
С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм). Подвешиваются
также бомбы калибром 100, 250 и 500 кг, съемная подвижная установка
СППУ-22 с пушкой ГШ-23Л (3400 выстр./мин, 260 патронов, стволы могут
отклоняться вниз на 30').
Об истории создания Су-25 и перспективах ее использования в составе
реформированных Вооруженных Сил рассказывает главный конструктор Владимир
Бабак.
Решение задач военной реформы требует новых подходов не только к выучке
войск, но и к оснащению армии и флота самыми современными системами
оружия и боевой техники. К числу таких образцов, безусловно, относится
ударный комплекс Су-25ТМ, предназначенный для высокоточного поражения
любых щелей на земле, на море и в воздухе, днем и ночью, в простых
и сложных метеоусловиях.
- У Су-25, как, впрочем, и у других штурмовиков, была трудная судьба.
Хотя изначально авиация и создавалась в интересах поддержки Сухопутных
войск, но по мере ее развития акцент все больше и больше смещался
в сторону истребителей и истребителей-бомбардировщиков. И силу специфики
выполняемых задач они должны быть легкими, маневренными, высотными,
с большой дальностью полета. Однако для поддержки Сухопутных войск
такие самолеты мало пригодны, потому что надо летать на небольших
высотах, иметь относительно невысокую скорость, нести большое количество
бомб и быть достаточно неуязвимым от оружия противника.
Поэтому в начале Великой Отечественной войны встала задача быстро
сделать такую машину, которая бы при поражении пулями, осколками снарядов
не загоралась, а при полете на малой высоте не была подвержена воздушной
болтанке. Всем этим требованиям в полной мере отвечали знаменитые
штурмовики Ил-2, Су-2, другие машины, разработанные специально для
работы по наземным целям. Эти самолеты оказали существенное влияние
на ход боевых действий.
Когда закончилась война, все вновь начали думать о завоевании превосходства
в воздухе, и штурмовики ушли в тень. Примерно лет 20 ими никто серьезно
не занимался. Собственно, до тех пор, пока не начались локальные конфликты.
Павел Осипович Сухой, будучи генеральным конструктором, предложил
сделать самолет-штурмовик, который мог бы решать задачи там, где стреляют,
где летают ракеты, там, где нужно поражать цели, с которыми сухопутные
войска не справляются. Так появился в конце 70-х годов самолет-штурмовик
Су-25 “Грач”.
Проверка этой машины началась сразу со дня ее рождения: в 1980 году
первые два самолета, а затем целый полк были отправлены в Афганистан,
где в суровых горных условиях проявились все преимущества штурмовика:
способность нести боевую нагрузку 4 тонны (8х500) со сбросом в шести-восьми
атаках; малые высоты выполнения полета, что повышает точность применения
оружия в 3-5 раз; высокая боевая выживаемость, обусловленная особой
защитой летчика, двигателей, систем управления, топливной системы
и др.
Способность самолета-штурмовика через 20-25 минут быть готовым к повторному
вылету позволяла в отсутствие артиллерии, танков и других средств
поражения делать за сутки по 8-10 боевых вылетов по прикрытию Сухопутных
войск, десантников, спецназа. Особенно это качество Су-25 проявилось
в ирано-иракском конфликте. В первую очередь в тех районах, куда артиллерия
и танки просто не могли дойти. Тогда Су-25 делали в день по 12-14
боевых вылетов. Два полка штурмовиков выполняли 1.300-1.400 боевых
вылетов в сутки, тогда как вся остальная авиация Ирака делала всего
лишь 200-300 вылетов.
Однако в мире все меняется, и то, что было хорошо вчера, сегодня уже
не может удовлетворять. Да и проблемы, которые выявились в этих войнах,
требовали своего решения. Речь прежде всего идет о том, что современные
сухопутные войска действуют в бронированных колоннах, прикрытых передвижными
средствами ПВО, самолетами и вертолетами. Причем действуют, как правило,
внезапно на необороняемых участках, в условиях ограниченной видимости.
А это значит, что предстояло провести серьезную модернизацию ударных
самолетов-штурмовиков по решению основной задачи - уничтожению прорвавшейся
бронетанковой группировки противника.
Проблема эта непростая, так как современный танк типа “Леопард-2”
или “Абрамс” движется по трассе со средней скоростью 45-50 км в час
и более, и, пока защищающиеся сухопутные войска организуют оборону,
бронетанковая колонна проходит по захватываемой территории 200-300
км. “Вышибить” обратно такую группировку только имеющимися сегодня
в арсенале самолетами Су-25, Су-24, МИГ-29, Су-27 без значительных
собственных потерь, задача весьма сложная. Мы попытались ее решить
за счет существенной модернизации самолета-штурмовика Су-25.
Сохранив на самолете все самое лучшее - высокую боевую живучесть,
маневренность, простоту управления и т.д., были разработаны принципиально
новые системы, не имеющие аналогов в мире. Это прежде всего круглосуточный
автоматический прицельный комплекс “Шквал” с противотанковым управляемым
вооружением “Вихрь”, включающим в себя ракеты с лазерными головками
самонаведения. Система обеспечивает распознавание, автоматическое
сопровождение подвижной цели типа танк с помощью телеавтомата и ее
уничтожение с вероятностью 0,8-0,9. Количество применяемых боеприпасов
позволяет в одном вылете на удалении до 800 км поражать 16-18 целей.
Разработанный и установленный на Су-25ТМ комплекс радиоэлектронной
борьбы способен вскрыть все радиолокационное поле, определить наиболее
опасные цели и поразить их ракетами “воздух-РЛС” и другими имеющимися
на борту самолета средствами, а также защитить самолет от любых ЗРК
противника.
Для решения задач поиска прорвавшейся группировки противника в сложных
метеоусловиях (туман, дождь, снег) и выдачи целеуказания бортовому
комплексу “Шквал” для применения ПТУР “Вихрь” и других ракет на борту
в специальном контейнере подвешивается радиолокационная станция “Копье”.
Кроме того, эта станция в сочетании с комплексом РЭБ и ракетами “воздух-воздух”
решает вопросы обнаружения и поражения любых воздушных целей в радиусе
до 50 км.
На сегодняшний день первая партия самолетов-штурмовиков Су-25ТМ закончила
испытания по дневным и ночным задачам и проходит проверку в войсках.
Сейчас много раздается предложений по созданию легких штурмовиков.
Мы в ОКБ тоже начинали создавать штурмовик в легком варианте до 7
тонн, а выросли до 16 тонн, так как жизнь и требования по выполнению
боевых задач заставили поставить на Су-25 новое оборудование и увеличить
радиус его боевого применения с серьезной боевой нагрузкой до 800-1.000
км. Мы убеждены, что лучше иметь “суперграч” в руках, чем искать “синюю
птицу” в облаках.
В трудное время перестройки армии и флота Су-25ТМ как нельзя лучше
вписывается в реформируемые Вооруженные Силы. Он, в частности, мог
бы играть одну из главных скрипок в составе создаваемых мобильных
сил. В содружестве с воздушно-десантными войсками штурмовики Су-25ТМ
способны в кратчайший срок перебазироваться в указанный район, с помощью
оптико-телевизионной системы быстро обнаружить и распознать прорвавшегося
противника и имеющимся в арсенале оружием (см. схему) уничтожить его
и поддержать сухопутные войска. Я считаю, что в тех условиях, в которых
оказалась Россия, мобильные группировки из 12-14 штурмовиков Су-25ТМ
могли бы быть оптимальными. Перемножьте на 8 вылетов в день -получается
более ста вылетов в день по каждой группировке. Это уже солидно.
Мне представляется, что мобильные войска не обязательно держать вместе:
самолеты, ВДВ, танковые, инженерные подразделения. Они должны строиться
по модульному принципу, как, к примеру, раньше собиралась сборная
команда по футболу. Каждый играл в своем спортклубе, потом лучшие
из лучших приглашались в одну команду и под руководством опытного
тренера готовились к выступлению на самых ответственных турнирах.
Так и здесь: командующий мобильными войсками ставит задачу, что такая-то
группа самолетов перебазируется в указанный район и работает по конкретной
цели, пока не подойдут другие силы сдерживания.
Естественно, та группа, которая будет выполнять задачу в составе мобильных
сил, должна как-то выделяться из общей среды авиационных подразделений.
В условиях острого дефицита средств боевую подготовку летного состава,
на мой взгляд, целесообразно разбить натри части. Основная масса летчиков
-70-80 процентов - должна налетывать 17-20 часов, чтобы не забыть,
что такое самолет, 10-15 процентов - 60 часов в год. А остальные должны
иметь налет порядка 100-120 часов и быть постоянно заряженными на
драку.
Воздушно-десантные войска и группы быстрого реагирования штурмовиков
Су-25ТМ должны не менее двух-трех раз в год отрабатывать взаимодействие
на реальной труднодоступной местности, совместно определять и назначать
цели.
Сочетание самолетов-штурмовиков Су-25ТМ и воздушно-десантных войск
- вот наиболее оптимальное начало формирования мобильных сил.
Записал Валентин РУДЕНКО.
Известные варианты штурмовика Su-25:
(R-95 двигатели)
Su-25 - Основной вариант штурмовика
Su-25K - Экспортный вариант штурмовика Su-25
Su-25УБ - Учебно-боевой вариант штурмовика Su-25 (двухместный)
Su-25УБK - Учебно-боевой вариант штурмовика Su-25 (двухместный)экспортный
вариант
Su-25УТ - Учебно-тренировочный вариант (не вооруженный, иногда упоминаемый
как Su-28)
Su-25УТГ - Военно-морской учебно-тренировочный гаковый вариант на
базе Su-25УT (статья из "Воздушного вестника")
(R-195 двигатели)
Su-25БM - Специальный вариант самолета - буксировщик мишений
Su-25T - Модернизированный вариант штурмовика с усиленной броней,
новым електрооборудованием и вооружением
Su-25TK - Экспортный вариант штурмовика Su-25Т
Прозвища самолета Су-25.
"Грач" - первое прозвище которое дали наши солдаты этому самолету
из его характерного профиля.
"Немецкая вещь" - так его назвали моджахеды, т.к. не могли поверить,
что такой самолет могли создать в СССР.
"Расческа" - это прозвище дала самолету Советская пехота, которая
видела его обычно снизу. Действительно - Су-25 с его десятью пилонами,
занятыми полезной нагрузкой напоминали расческу.
"Конек-горбунок" - так любя называли самолет летчики, потому что при
внешней неказистости он выполнял огромную работу.
"Паровоз" - прозвище чехословатских Су-25's.
Su-25 Frogfoot часто описывался как русский аналог американского A-10
Thunderbolt
Но невозможно напрямую сравнивать эти самолеты, слишком уж они разные.
Благодаря меньшим размерам и большей скорости самолету удается дольше
оставаться незамеченным для вражеских систем обнаружения.
Предсерийный вариант Су25 получил обозначение Т8. Т8 - был отправлен
на испытания в боевых условиях в Афганистан. Вместе с самолетом выехала
группа сопровождения из конструкторского бюро Сухого. Самым существенным
недостатком из-за которого погибли оба экземпляра Т-8 оказалось слишком
близкое расположение двигателей. Возгорание любого из двигателей приводило
к возгоранию второго и потери самолета. Следующая проблема, с которой
столкнулись конструкторы, была защита от стингеров. Ограниченный контингент
потерял четыре машины и двух пилотов за два дня от попадания ракет.
Осколки "стингера" повреждали топливный бак, расположенный выше двигателя,
что приводило к возгоранию и потери в конечном счете обоих двигателей.
Группа сопровождения дала свои рекомендации: были установлены броневые
листы ниже топливного бака, а также между двигателями. После этих
переделок самолет выдерживал до трех попаданий "стингерами". За девять
лет боевых операций в Афганистане были потеряны 22 (по другим источникам
23) Су-25.
Характеристики самолета Су-25Т
Экипаж,чел. 1
Размах крыла, м 14,36
Длина самолета,м 15,33
Высота самолета,м 5,20
Тяга(мощность) маршевых двигателей ,кгс 2x4500
Нормальная взлетная масса,кг 19500
Максимальная скорость у земли км/ч 950
Скороподъемность м/ч 80
Боевой радиус действия у земли, км 400
Боевой радиус действия на большой высоте, км 700
Практический потолок,м 10 000
Практическая дальность,км 2 500
Максимальная боевая нагрузка кг 4360
Предназначен для отработки морскими летчиками
техники взлета и посадки с палубы тяжелого авианесущего крейсера
Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов.
Первый корабельный учебно-тренировочный самолет Т8-УТГ1 был построен
(точнее, переделан из Су- 25УТ) на заводе в Улан-Удэ в 1988 г.,
а в октябре того же года эту машину уже перегнали на аэродром в
Саки, где началось выполнение программы по посадке на палубу с зацепом
за трос аэрофинишера. 1 ноября следующего года Т8-УТГ1, пилотируемый
летчиками-испытателями И.Вотинцевым и А.Крутовым, впервые совершил
посадку на палубу ТАВКР. В 1990 - 1991 г. в Улан-Удэ была выпущена
небольшая серия самолетов Су-25УТГ, которые были переданы авиации
Северного флота, став своеобразной летающей партой для летчиков
корабельных истребителей Су-33.
Су-25УТГ, оснащенный двумя ТРД Р-95Ш (2х4100 кгс), отличается от
своего сухопутного предшественника наличием в хвостовой части фюзеляжа
тормозного посадочного гака (что потребовало усиления хвостовой
балки фюзеляжа) и перископом переднего обзора в задней кабине. С
самолета снято все вооружение, блоки прицельного оборудования, бронирование,
радиостанция связи с наземными войсками, система РЭБ. При перебазировании
Су-25УТГ сохранена возможность установки четырех подвесных топливных
баков емкостью по 800 л каждый.
Су-25УТГ вошли в состав авиационной группы ТАВКР Адмирал Флота Советского
Союза Кузнецов, совершавшего длительное плавание в Атлантике и Средиземном
море.
Издательский дом Авиация и космонавтика
|
|